Памятка по переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)
В настоящее время на территории Российской Федерации проходит реформа системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Следствием которой станет новая система обращения с твердыми коммунальными отходами, запускаемая во всех субъектах страны с 1 января 2019 года.
Новая система нацелена на уменьшение объемов захоронения образуемых отходов за счет сортировки мусора и раздельного сбора вторичных материальных ресурсов. Результатом реформы должно стать значительное улучшение экологической ситуации на территории сельских поселений и в частном секторе городов Томской области, жители которых испытывают негативное воздействие от стихийных несанкционированных свалок мусора. С введением новой системы обращения с ТКО, когда от каждого домовладения, всех населенных пунктов Томской области будет осуществляться вывоз отходов постепенно приведет к отсутствию новых стихийных свалок, а ликвидация существующих, позволит очистить припоселковые леса и городские территории от накопленного экологического вреда. В рамках реформы разработана территориальная схема обращения с отходами - документ стратегического планирования, описывающий текущую ситуацию в сфере обращения с отходами, планируемые объекты инфраструктуры сферы ТКО, сроки их строительства. Согласно территориальной схеме Томская область разделена на восемь зон, в каждой из которых с 01.01.2019 будет работать свой региональный оператор. Региональные операторы обеспечивают сбор, транспортирование, обработку, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. В свою очередь на органы местного самоуправления ложится обязанность по созданию и содержанию контейнерных площадок.
< В последующем, с целью уменьшения объемов захоронения ТКО и исполнения требований Правительства РФ о запрете захоронения полезных компонентов, входящих в состав ТКО, на территории Томкой области планируется строительство мусоросортировочных комплексов, эксплуатация которых позволит снизить объем захоронения ТКО и как следствие приведет к снижению антропогенного воздействия на окружающую среду.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (сокращенно - РО) - юридическое лицо, которое обязано заключить договор и оказывать услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов.
Твердые коммунальные отходы (сокращенно - ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
К ТКО относятся: пищевые отходы, отходы тары и упаковки, мебель, бытовая техника и др.
К ТКО не относятся: строительные отходы, отходы от ремонта мототехники, растительные отходы от с/х деятельности, отходы животноводства и др. " Собственник ТКО (Потребитель) - физические и юридические лица в результате деятельности которых образуются ТКО. Собственники ТКО обязаны заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Контейнер (Бункер) - емкость, предназначенная для складирования ТКО.
Контейнерная площадка - обустроенное место, предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Бункер - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов.
Крупногабаритные отходы - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени на человека. Для Томской области средний норматив накопления составляет 2,3 м3/чел. в год.
Каков порядок заключения договора с региональным оператором? РО в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. В течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на услугу РО размещает на своем официальном сайте адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет РО заявку потребителя в письменной форме. В случае если потребитель не направил РО заявку потребителя, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступает в силу на 16-й рабочий день после размещения РО предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно телекоммуникационной сети «Интернет». Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156
Как будет начисляться оплата за ТКО? Оплата начисляется в зависимости от категории объекта инфраструктуры. Оплата за ТКО для жилых помещений начисляется в зависимости от численности человек, прописанных в помещении. Оплата за ТКО для гаражей начисляется в зависимости от количества машина мест. Оплата за ТКО для садоводческих обществ начисляется в зависимости от количества участников. Оплата за ТКО для административных и офисных учреждений начисляется в зависимости от количества сотрудников. Жилищный кодекс РФ (ст. 157), нормативы накопления ТКО
Кем устанавливается стоимость услуг регионального оператора? Потребитель обязан заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО с момента установления единого тарифа. Учитывая, что единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО подлежит регулированию, предельный тариф на осуществление деятельности в области обращения с ТКО для региональных операторов на территории Томской области устанавливается Департаментом тарифного регулирования Томской области. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89ФЗ (ст. 24.7, ст. 24.8), постановление Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156
Почему плата региональному оператору вынесена в отдельную строку и взимается как за коммунальные услуги? Потому что услуга по сбору и вывозу ТКО с 01.01.2019 становится коммунальной, плата за которую начисляется аналогично плате за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод. Жилищный кодекс РФ (п.п. 4,5 ст. 154)
Начисление производится будет. В случае если одно лицо владеет несколькими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками, может заключаться один договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с включением в такой договор v всех указанных объектов, если они расположены в зоне деятельности одного регионального оператора. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, постановление Правительства РФ от 06+.05.2011г.№354
Если у физических лиц, либо юридического лица уже заключен и имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором ТКО? Да, должен. Договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с РО, в свою очередь договор с РО заключается с момента установления предельного тарифа на осуществление деятельности в области обращения с ТКО для региональных операторов. Федеральный закон № 458-ФЗ от 29.12.2014 (п. 6 ст. 23)
Кто должен содержать контейнерные площадки? Бремя содержания контейнерных площадок лежит на собственнике земельного участка. В случае если у земельного участка отсутствует собственник, бремя его содержания несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156
В чем отличие между ТБО и ТКО? Отличия нет. ТБО, и ТКО - это единый вид отходов, объединенный в понятии твердых коммунальных отходов. В новой редакции ФЗ «Об отходах производства и потребления» произошла смена термина, вместо ТБО появился термин ТКО - более широкий по своему содержанию, который охватывает не только отходы потребления и утратившие потребительские свойства в процессе своего использования для личных и бытовых нужд товары, но и иные отходы, подобные им по своему составу, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89ФЗ
Как будут ликвидироваться несанкционированные свалки отходов? В случае обнаружения РО места складирования ТКО, объем которых превышает 1 м3, на земельном участке, не предназначенном для этих целей, РО обязан уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Собственник земельного участка обязан в течение 30 дней после получения уведомления ликвидировать место несанкционированного размещения ТКО в противном случае РО вправе ликвидировать место несанкционированного размещения ТКО самостоятельно, а понесённые расходы на ликвидацию взыскать в судебном порядке с собственника земельного участка. В случае выявления места складирования ТКО в месте не предназначенном для этих целей иными лицами, необходимо обратиться к РО. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156
Куда жаловаться о нарушениях региональным оператором действующего законодательства? В Управление Росприроднадзора по Томской области - на нарушение региональным оператором условий лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, а также проблемы, связанные с экологией и охраной окружающей среды.
В Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области - на нарушение региональным оператором условий соглашения по обращению с ТКО.
В Управление Роспотребнадзора по Томской области - на нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил.
В Департамент тарифного регулирования Томской области - на нарушения в области тарифов на услуги регионального оператора.
В Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области - по вопросам оплаты (в том числе и перерасчет платы) за вывоз мусора, некачественный вывоз ТКО.
В органы прокуратуры - если гражданин, ИП и ЮЛ не знает, куда жаловаться, или жалобы в предыдущие ведомства не помогли.