И власть должна быть эффективной

И власть должна быть эффективной

Замгубернатора Анатолий Рожков: о непростой работе по формированию местного самоуправления
Власть - это не только президент, правительство и Государственная дума. Главы сельских поселений и депутаты сельского Совета - тоже власть, причем самого близкого к людям уровня. И эта роль, которую многие примеряют на себя впервые, требует от людей совершенно новых знаний.
Когда результат важнее участия
- В 2012 году в результате масштабной кампании по выборам глав и депутатов сельских поселений состав представительных органов власти местного уровня сменился примерно наполовину, - говорит заместитель губернатора по территориальному развитию и взаимодействию с органами местного самоуправления Анатолий Рожков. - Пришли и новые главы поселений. Многие из этих людей никогда прежде не работали в органах власти. Конечно, им надо помогать. Поэтому мы поэтапно проводим эту работу и с депутатским корпусом, и с главами поселений. Рассказываем о порядке формирования бюджета, о межбюджетных отношениях, взаимодействии с малым бизнесом, участии муниципалитетов в федеральных и областных целевых программах и возможностях для привлечения средств. Учеба необходима и тем, кто впервые пришел во власть, и тем, кто работает давно, ведь законодательство постоянно обновляется и ситуация в целом меняется. Сегодня мы больше внимания уделяем подготовке в сфере экономики и уже во время обучения стараемся нацелить управленцев на разработку и реализацию собственных проектов, которые дали бы реальный толчок к развитию территории.
- Могли бы вы привести примеры таких проектов?
- Один из примеров - проекты Парабельского и Асиновского районов в сфере туризма. Возможно, эта тема кажется избитой, но есть территории, которые занимаются этим вопросом пусть потихоньку, но планомерно, изо дня в день они продвигаются вперед. У каждого из этих районов свой подход к реализации этой программы - они соотносят с ней развитие инфраструктуры, планируют будущее. Конечно, работа в этом направлении ведется в других районах, но в этих двух уже видны результаты.
- А если говорить об участии районов в упомянутых вами областных программах?
- Сегодня мы обращаем внимание не только на умение грамотно подготовить программу - этому уже научились все, но и на то, насколько эффективно она на территории района реализуется. Написать можно что угодно - бумага все стерпит. Но ресурсы бюджета ограничены, и мы хотим видеть, что они используются с пользой, дают реальный результат. Еще один важный момент: орган местного самоуправления должен не просто подготовить программу, но и участвовать в ее финансировании. Сегодня многие спрашивают, нельзя ли обойтись вообще без софинансирования. Отвечаю: нельзя. Во-первых, такое участие подтверждает, что территория в программе действительно нуждается. Во-вторых, если район вкладывает собственные деньги, то и уровень исполнения программы выше. Это уже проверено на практике.
- Все это так, но возможности у муниципалитетов разные.
- Мы это учитываем. В законе Томской области четко определена доля софинансирования со стороны муниципалитета в зависимости от его бюджетной обеспеченности. Применительно к программе газификации и вовсе было решено, что софинансирование не должно превышать 5 процентов. Это масштабный, финансово емкий проект, участвовать в нем муниципалитетам достаточно сложно, но это в первую очередь проект социальный. А вот некоторые направления целевой программы по энергоэффективности предусматривают софинансирование 50 на 50, потому что рассчитаны на получение экономического эффекта. И территория, вкладывая свои 50 процентов, знает, что деньги окупятся.
«Правильные решения - там, где есть диалог»
- В этом году два района области - Колпашевский и Молчановский - будут выбирать глав. И еще в марте губернатор предложил населению этих районов провести «народные праймериз», чтобы вместе определить наиболее достойных кандидатов. Есть ли у людей интерес к этой процедуре?
- Осенняя выборная кампания-2012 показала, что интерес к участию в выборах падает и у самих кандидатов, и у населения. Первым, скажем честно, просто лень, у вторых сложилось впечатление, что от них все равно ничего не зависит. Губернатор, обратившись к жителям двух районов, сказал: ваша жизнь будет зависеть от того, какой выбор сделаете вы сами. Поэтому выдвигайте своих кандидатов - мы ждем ваших предложений на сайте областной администрации. Сначала писали единицы, а потом писем стало все больше и больше. При этом люди не просто называли фамилии, постепенно на сайте началось полноценное обсуждение кандидатур. Участвовали и отдельные жители, и целые коллективы. Жители обосновывали свою позицию, говорили, каким хотят видеть свой район. Предложений была масса, особенно по Колпашевскому району.
Понятно, что у города Колпашева есть свои проблемы и что достичь такого уровня промышленного развития, который был здесь в советские времена, в ближайшие годы невозможно. Но малый бизнес развивается неплохо, и будущее у этой территории есть.
- Вернемся в праймериз. Как развивались события дальше?
- По Колпашевскому району обозначились 12 человек, фамилии которых люди называли особенно часто. Было очевидно, что их считают лидерами общественного мнения. 5 июня с ними встретился губернатор. Говорили о том, как они видят развитие своего района, что считают необходимым изменить. Но перед этим с каждым из возможных кандидатов встречались сотрудники экспертной группы. Это сотрудники компании, которая работает с бизнесом и накопила большой опыт в оценке кадров. Они проводили и тестирование, и ролевые игры, которые позволили увидеть сильные и слабые стороны каждого потенциального кандидата.
- С главным кандидатом все-таки определились?
- По Колпашевскому району человек, наиболее подходящий, по мнению экспертов, на эту роль, определился. Губернатор на встрече об этом сказал, однако заметил, что окончательный выбор за самими жителями. Он поддержит любого, кого выберут люди. Мы ведь не подменяем выборы - мы пытаемся активизировать население, дать людям сигнал, что нам важно их мнение. Это первое. Второе: мы даем самим кандидатам возможность взвесить свои шансы и разобраться, кто на что способен. Помимо этого, во время встреч мы услышали от людей массу предложений. Мы ведь за это время встретились со всеми руководителями предприятий, со всеми депутатами. Они могли высказать все, что хотели.
- А в Молчановском районе лидер тоже определился?
- Явного лидера здесь пока нет. Есть семь человек, имена которых назывались чаще других. И работа с ними продолжается. Понимаю, что кого-то мы, наверное, не заметили, а кто-то не заявил о себе из-за скромности или недоверия. Но эту практику мы будем продолжать и дальше. Ведь правильные решения принимаются там, где есть диалог власти и населения. Сегодня руководители органов местного самоуправления в большинстве своем готовы к этому диалогу. Главное - завоевать доверие людей, чтобы интерес к диалогу был и с другой стороны.
Чиновников ждут перемены
Если главу района предстоит выбрать его жителям, то сотрудников районной или поселковой администрации можно просто назначить. Главное, чтобы люди с этой ролью справились. Сейчас областная администрация формирует кадровый резерв, который уже насчитывает около 60 человек. Конечно, не все так просто, как хотелось бы: переехать в другой район, где открывается достойная вакансия, согласен не каждый. Тем не менее такие примеры есть. Идет и движение кадров из районных администраций в областную, на посты заместителей руководителей департаментов и начальников комитетов. У таких сотрудников, считает Анатолий Михайлович, есть важное преимущество - они знают, как и чем живут районы.
Сейчас прорабатывается вопрос о восстановлении института наставничества: планируется, что управленцы из районов будут приезжать в областную администрацию на стажировки.
Еще одна новость из жизни муниципальных чиновников - переход с 1 июля на новую систему оплаты труда. Работники образования и здравоохранения ее на себе уже примерили, и вопросов, особенно поначалу, было много. Среди чиновников новшеству тоже рады далеко не все, хотя фонд оплаты труда остался прежним. Но в органах власти, как и в любых других структурах, люди относятся к работе по-разному. И новая система оплаты труда с ее стимулирующими выплатами призвана побудить их не просто отбывать на работе положенное время, но и достигать результата.
Способы оценить эти результаты, заверяет Анатолий Рожков, есть. Как и возможность сравнить итоги работы районных администраций. 2012 год показал, что лучшие результаты по эффективности формирования бюджета и его использования у Кривошеинского района. Теперь он получит серьезные «премиальные» - 2 млн 844 тысячи рублей. 70 процентов этой суммы рекомендуется направить на нужды территории, а 30 процентов - на премирование чиновников.
- Один из критериев - эффективность использования бюджетных ресурсов, - говорит вице-губернатор Анатолий Рожков. - Нужно стимулировать людей относиться к бюджетным средствам ответственно? Нужно. Но это лишь один критерий. Если в Кривошеинском районе активно идет процесс погашения долгов перед бюджетом, увеличивается налогооблагаемая база, растет число работающих в сфере экономики, значит, специалисты там работают эффективно. И, конечно, их нужно поощрять. У нас много прекрасных людей, и муниципальные чиновники - не исключение.


Контакты

Телефон: +7 (38244) 21734

Телефон: +7 (38244) 21961

E-mail: Kozhev_posel@mail.ru

Адрес: 636160, Томская область, Кожевниковский район, с. Кожевниково, ул. Гагарина, 24

Карта Кожевниковского сельского поселения
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!